Когда мы видим, что школьник не проявляет инициативы в учебе, с неохотой берется за уроки, ничем не интересуется и вообще не хочет ходить в школу, что мы делаем? Правильно, начинаем бороться с ленью ребенка и очень редко задумываемся о том, что послужило причиной такого поведения. А между тем за апатией к урокам, обучению могут стоять серьезные проблемы, которые для маленького ученика оказались непреодолимыми. И в этот момент он больше всего нуждается в нашей поддержке, а не в критике и попытках победить лень ребенка.
Надо ли бороться с детской ленью? Что стоит за нежеланием учиться?
Причин развития у ученика начальной школы апатии, лени может быть много. Самая большая проблема связана с особенностями современной школьной программы обучения. Теперь она построена таким образом, что для полноценного усвоения школьником материала дома с ним постоянно должны заниматься родители. В младших классах кажется, что такая помощь приносит пользу. Успеваемость малыша, с которым дома учатся мамы и папы, выше, чем у детей, что самостоятельно делают уроки.
Но уже в средней школе картина резко меняется. Теперь самостоятельные дети учатся лучше. Оказывается, что постоянное участие в обучении родителей имеет массу отрицательных последствий:
- Низкий уровень ответственности и самостоятельности. Если родители учатся вместе со школьником, учеба перестает для него быть зоной личной ответственности.
- Страх совершить ошибку. Ошибки нужны, чтобы научиться их исправлять, преодолевать препятствия, находить правильное решение. Это опыт, необходимый для развития критического мышления – вообще для мышления. Если уроки выполняются вместе с родителями, взрослые сразу исправляют детские ошибки.
- Понижение самооценки. Малыш привыкает к мысли, что самостоятельно он не может ничего сделать хорошо. В результате пропадает мотивация, он перестает проявлять инициативу.
Кроме повышенного внимания родителей к школьным урокам причинами детской лени/апатии становятся такие факторы:
- чрезмерная загруженность развивающими занятиями;
- недостаток внимания развитию интеллекта;
- трудности социальной адаптации в школе (конфликты с другими учениками, натянутые отношения с учителем);
- неорганизованность, отсутствие навыков планирования своей деятельности.
Правильное дошкольное развитие как способ избавить ребенка от лени
Лучший способ победить лень ребенка – это не дать ей шанса на развитие. Для этого и нужна дошкольная подготовка. Как учить малышей, чтобы, став учениками, они сумели приспособиться к новому образу жизни, легко влились в учебный процесс и достигали успеха?
- Развивать детский ум – всесторонне, уделяя особенное внимание самостоятельному мышлению.
- Приучать к труду, привлекать к выполнению домашних обязанностей и постепенно закрепить за малышом конкретные задачи (складывание своих вещей и игрушек, уборка посуды со стола после еды).
- Развивать коммуникабельность – опыт общения необходим будущему ученику, чтобы адаптироваться в новом коллективе.
- Приучать к определенному жизненному распорядку и дисциплине. Если дома соблюдается примерно один и тот же график пробуждения, отхода ко сну, питания, выполнения домашних дел и отдыха, то ребенку проще будет организовать порядок в своей учебной жизни.
- Развивать самостоятельность, научить всегда доводить до конца начатые дела. Маленький ученик должен понимать, что учеба – это его работа, которую он обязательно должен выполнить.
- Мотивировать, то есть показать малышу пользу от обучения, возможности, которые она перед ним распахнет.
Как побороть лень ребенка в начальной школе? Развивающие курсы для детей
Если проблема все же настигла, не стоит воспринимать ее как трагедию и ставить крест на успешном будущем ученика. Помните, от природы в детском интеллекте лень не запрограммирована, соответственно отучить ребенка от лени в возрасте 5 —11 лет не сложно. Определенным образом в этом помогают развивающие занятия. Например, в школе ментальной арифметики Соробан ® (soroban.ru), чтобы заинтересовать малышей в учебе, им с первых уроков дают почувствовать себя победителями. Благодаря регулярности занятий дети привыкают к интеллектуальному труду, становятся более дисциплинированными и самостоятельными. Работа в команде под руководством опытного, креативного педагога служит хорошим фундаментом для успешной социальной адаптации, а тренировки развивают ум, помогают в изучении математики и других школьных дисциплин.