Причины детской апатии и неорганизованности

Женская психология

Когда мы видим, что школьник не проявляет инициативы в учебе, с неохотой берется за уроки, ничем не интересуется и вообще не хочет ходить в школу, что мы делаем? Правильно, начинаем бороться с ленью ребенка и очень редко задумываемся о том, что послужило причиной такого поведения. А между тем за апатией к урокам, обучению могут стоять серьезные проблемы, которые для маленького ученика оказались непреодолимыми. И в этот момент он больше всего нуждается в нашей поддержке, а не в критике и попытках победить лень ребенка.

Надо ли бороться с детской ленью? Что стоит за нежеланием учиться?

Причин развития у ученика начальной школы апатии, лени может быть много. Самая большая проблема связана с особенностями современной школьной программы обучения. Теперь она построена таким образом, что для полноценного усвоения школьником материала дома с ним постоянно должны заниматься родители. В младших классах кажется, что такая помощь приносит пользу. Успеваемость малыша, с которым дома учатся мамы и папы, выше, чем у детей, что самостоятельно делают уроки.

Но уже в средней школе картина резко меняется. Теперь самостоятельные дети учатся лучше. Оказывается, что постоянное участие в обучении родителей имеет массу отрицательных последствий:

  1. Низкий уровень ответственности и самостоятельности. Если родители учатся вместе со школьником, учеба перестает для него быть зоной личной ответственности.
  2. Страх совершить ошибку. Ошибки нужны, чтобы научиться их исправлять, преодолевать препятствия, находить правильное решение. Это опыт, необходимый для развития критического мышления – вообще для мышления. Если уроки выполняются вместе с родителями, взрослые сразу исправляют детские ошибки.
  3. Понижение самооценки. Малыш привыкает к мысли, что самостоятельно он не может ничего сделать хорошо. В результате пропадает мотивация, он перестает проявлять инициативу.

Кроме повышенного внимания родителей к школьным урокам причинами детской лени/апатии становятся такие факторы:

  • чрезмерная загруженность развивающими занятиями;
  • недостаток внимания развитию интеллекта;
  • трудности социальной адаптации в школе (конфликты с другими учениками, натянутые отношения с учителем);
  • неорганизованность, отсутствие навыков планирования своей деятельности.

Правильное дошкольное развитие как способ избавить ребенка от лени

Лучший способ победить лень ребенка – это не дать ей шанса на развитие. Для этого и нужна дошкольная подготовка. Как учить малышей, чтобы, став учениками, они сумели приспособиться к новому образу жизни, легко влились в учебный процесс и достигали успеха?

  1. Развивать детский ум – всесторонне, уделяя особенное внимание самостоятельному мышлению.
  2. Приучать к труду, привлекать к выполнению домашних обязанностей и постепенно закрепить за малышом конкретные задачи (складывание своих вещей и игрушек, уборка посуды со стола после еды).
  3. Развивать коммуникабельность – опыт общения необходим будущему ученику, чтобы адаптироваться в новом коллективе.
  4. Приучать к определенному жизненному распорядку и дисциплине. Если дома соблюдается примерно один и тот же график пробуждения, отхода ко сну, питания, выполнения домашних дел и отдыха, то ребенку проще будет организовать порядок в своей учебной жизни.
  5. Развивать самостоятельность, научить всегда доводить до конца начатые дела. Маленький ученик должен понимать, что учеба – это его работа, которую он обязательно должен выполнить.
  6. Мотивировать, то есть показать малышу пользу от обучения, возможности, которые она перед ним распахнет.

Как побороть лень ребенка в начальной школе? Развивающие курсы для детей

Если проблема все же настигла, не стоит воспринимать ее как трагедию и ставить крест на успешном будущем ученика. Помните, от природы в детском интеллекте лень не запрограммирована, соответственно отучить ребенка от лени в возрасте 5 —11 лет не сложно. Определенным образом в этом помогают развивающие занятия. Например, в школе ментальной арифметики Соробан ® (soroban.ru), чтобы заинтересовать малышей в учебе, им с первых уроков дают почувствовать себя победителями. Благодаря регулярности занятий дети привыкают к интеллектуальному труду, становятся более дисциплинированными и самостоятельными. Работа в команде под руководством опытного, креативного педагога служит хорошим фундаментом для успешной социальной адаптации, а тренировки развивают ум, помогают в изучении математики и других школьных дисциплин.