Как правильно воспитать в ребенке оптимиста

Воспитание детей

Способность оптимистично настроенных людей брать препятствия, на которые пессимисты не готовы даже взглянуть, не просто известна по житейскому опыту, но и доказана медиками. По большому счету, так называемый эффект плацебо (когда серьезно больной пациент, с подачи врачей принимая малоэффективный препарат за чудодейственный, поправляется) – тоже показатель силы оптимизма. Но мало кто заряжен оптимизмом с рождения – это качество надо воспитывать и даже культивировать. А как – применительно к детям – делать это правильно?

Желание достичь результата нужно поощрять

Чтобы стать оптимистом, нужно почувствовать вкус успеха. А детский успех может быть значимым во всем – и в случае с удачно нарисованным домиком, и с правильно зашнурованным ботинком, и с первым самостоятельно прочитанным словом. Поэтому хвалить свое чадо за любое, даже за самое минимальное, достижение – правило для тех, кто хочет воспитать оптимиста.

Но не переусердствуйте, так как похвала в ситуациях, когда ребенок не особенно старался что-либо сделать, может сформировать у него привычку всегда рассчитывать на восторженную реакцию.

Говорите о слагающих успеха

Ребенок должен не только принять свое достижение как замечательный факт, но и осознать, в связи с чем позитивный итог был достигнуть. Поэтому важно объяснить, что к победе в школьной олимпиаде привело постоянное решение дополнительных задач, к триумфе на соревнованиях – серьезное отношение к тренировкам и т.д. Дети должны осознать, что достойный результат – это не только везение, но и их собственные усилия.

Ребенок не должен слышать негатив в свой адрес

Оценивая поступки ребенка, нужно говорить именно о действиях, не перенося частный поступок на оценку ребенка в целом. Если он написал сочинение с ошибками – это не значит, что он неграмотный, это лишь повод к тому, что следует готовить уроки с большим усердием. Равно как и возвращение с прогулки в порванных брюках нельзя называть приходом домой «грязнули», «полного неряхи».

Объясняйте, что неудачи – явление временное

Если усилия ребенка не обернулись победой с первой попытки, его надо поддержать: маленький человек должен знать, что его старания, труд обязательно – в хорошем смысле – окупятся. Причем неудача зачастую страшна для ребенка не только тем, что задуманное не получилось в принципе, а еще и тем, что он не может ни с кем поделиться своим отчаянием и, возможно, обидой. В этом смысле важно не только найти правильные слова ободрения и поддержки, но и заранее объяснить ребенку: не факт, что уже первая контрольная после «неуда» будет написана на «отлично» или что его дебютная картина сразу окажется в выставочной галерее.

Есть смысл и в объяснении того момента, что негативной опыт – тоже опыт. И что только в сравнении того, что есть, с тем, что уже было, рождается ощущение собственной успешности.