Влияние на личность оценок других

Работа и карьера

Оценки других людей, традиции культуры, нормы этики влияют на личность. О том, как это происходит, высказываются постоянно специалисты психологии. Наиболее яркие примеры таких обсуждений содержатся в работах представителей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Эмоционально — мотивационную сферу социализации изучал Л.С. Выготский. Ю.Б. Гиппенрейтер представил обобщающие соображения по этим работам.

Потребность в положительной оценке

А. Маслоу отмечал, что каждый человек нуждается в положительной оценке окружающими. Эта оценка, по его мнению, является базовой, необходимой для нормального развития. Человек, воспитанный с детства в культурной традиции по методу «кнута и пряника» с опасением воспринимает отступления от привычных рамок. Отрицательные оценки снижают уровень мотивации. Возникает вопрос о необходимости формальных «оценок» и «рамок».

Путь к саморазвитию – пренебрежение оценками

Пренебрежение оценками происходит у самоактуализирующихся личностей. Их рассматривает А. Маслоу как индивидуумов, которые руководствуются внутренними детерминантами. Такие люди, принебрегая внешними факторами, меньше подвержены влиянию социума, часто выходят за пределы культуры и больше уважают общечеловеческие ценности.

Практика психотерапии позволяет К. Роджерсу соглашаться с тем, что социум со своей системой оценок оказывает негативное давление на его неустойчивых пациентов. Он приводит примеры, когда после терапии клиенты понимают, что зависимость от окружения не позволяет им «делать то, что нужно, вместо того, что должно».

Переосмысление в пользу общечеловеческих самоценностей

Изучая процесс поиска смысла жизни человеком, В. Франкл отметил, что несоответствие тех ценностей, которые исповедует личность, с теми, что приоритетны для общества, приводят к трудностям вроде ноогенных неврозов. Он приводит пример из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», где А. Болконский рассуждает о мелочности жизни.

Работы перечисленных авторов посвящены, в основном, взрослым людям. В работе А. Нилл: -«Саммерхил – воспитание свободой» рассматривается воспитание ребёнка при трудностях от влияния социума. Аналогичные проблемы затрагивает Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком как?». Он выдвигает положение о безоценочном принятии личности.