Комплекс неполноценности

Психология успеха

Несовпадение представлений человека о себе с мнением других людей

Каждый взрослый человек в состоянии сам оценить свои способности к творчеству, таланты, готовность предпринимать решительные действия или пассивность, считать себя успешным или, напротив, недооцененным окружающими. Но часто мнение других людей, близких, коллег, не совпадает с представлениями человека о себе, и если ему высказывается это мнение, то может развиться комплекс неполноценности. А это, в свою очередь, порождает страх, неуверенность и дискомфортное психологическое состояние, ведущее к конфликтам. В основе конфликтов часто лежат такие негативные чувства, как злоба, зависть, внешнее бравирование несуществующими талантами.

Истоки комплекса неполноценности

Уже в детстве происходит сравнение с другими детьми, когда говорят маленькому человеку, что он недостаточно усидчив и аккуратен, как его одноклассник, что у него тройки, а не пятерки, что нет спортивных достижений или успехов в творческих конкурсах.

Такая антипедагогика может привести ребенка к психическим неврозам и развитию комплекса неполноценности. Для детей важно, чтобы их любили вне зависимости от оценок или публичных достижений, а просто за то, что они самые родные и близкие, самая большая ценность для родителей. Сравнивая вслух своего ребенка с другими, родители порой хотят растущим человеком, лишая его возможности проявлять свою индивидуальность, а не быть, как все.

Нужно время и терпение взрослых, чтобы внутренний мир ребенка раскрылся в соответствии с его природой, если же возможности такого раскрытия ограничиваются, то появляется ущербность мнения о самом себе.

Воспитание индивидуальности

Современное обучение оценивает учащегося по способности к запоминанию, а не по личностным уникальным качествам, просто за способность воспроизвести заученное и получить отметку. Можно выйти и все забыть, но преподаватель будет доволен, что материал урока воспроизведен и поставит высокую отметку.

Судьба человека закладывается в детстве, и речь должна идти о воспитании целостности личности, чтобы не сломать ее в самом начале.

Задача родителей не только накормить и одеть своих детей, но и пробудить в них сознание своей неповторимости на земле, развитие самостоятельности мышления, которое не должно зависеть от мнения других людей, чтобы реализовать предназначение человека на земле.