Свежеиспеченные учебники

Статьи

В свое время французский писатель, адепт философии экзистенциализма Альбер Камю сказал: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Именно на такую ​​мысль можно наткнуться, наблюдая учебный процесс в наших школах.

С чего начинается школа? С учителя или из книги? Логично было бы сказать, что с учителя. Большинство знаний, умений и навыков ученик должен получить именно от него. У нас же очень часто бывает так, что родители дома вынуждены выполнять обязанности учителя, дорабатывая школьный материал с детьми, делать домашнее задания с помощью раздела ГДЗ онлайн и так далее. Бесспорно, в русских школах работает много хороших учителей. Однако часто бывает так, что учитель проводит урок, будто так себе, «для галочки». Знаю случай, когда учительница на уроках физики просто открывала учебник и читала параграф. Все можно понять, но физика — это не урок выразительного чтения! Текст в учебнике ученик может почитать сам. Учитель же должен сказать больше, чем написано в книге, растолковать все важные моменты.

Многие скажут, что за копейки, которые выплачивает государство педагогам, не очень хочется напрягаться, искать новые пути подачи материала. Конечно, деньги во все времена были хорошим мотиватором, но не все упирается в деньги. Понимаю, на одной лишь идеи далеко не уедешь, но все же не стоит окончательно опускать руки. Так, например, в Южной Корее, которая вместе с Финляндией сегодня возглавляет мировой рейтинг систем образования, минимальная зарплата педагога составляет 3000 долларов. Грустно, конечно, что об образовании наше государство думает в последнюю очередь (если вообще думает). Но разве может образование быть приоритетной целью правительства, когда большинство ее представителей сплошные невежды?

По моему мнению, прежде всего нужно не ли не ежегодно переформатировать школьную программу и печатать тысячи новых учебников, просто нужно работать с учителями, создавать такие разделы как учебники онлайн и перед этим обеспечивать школы новейшими техническими средствами. Время не стоит на месте, поэтому и нам не стоит останавливаться. Учитель должен провоцировать мысль учащихся, вызвать у класса интерес к своему предмету. Он обязан быть осведомленным во всех областях знаний — только так он может заинтересовать детей. Педагог не должен бояться экспериментировать, обязан избавляться штампов, так сказать, быстрее бежать из «морозильной камеры», создавать в классе «жару дискуссии». Примером такого учителя для меня преподаватель из старого доброго фильма «Общество мертвых поэтов».

Учебники, которые сегодня предлагает наше пресловутое Министерство образования и науки, просто перенасыщены маразмами, от которых необходимо немедленно спасать детей. В учебнике математики для второго класса приведен пример: 12: 2 = 12 (похоже, таким образом и проводится подсчет госбюджета). «Свежеиспеченные» учебники по математике для начальных классов то вообще отдельная тема. Специалисты насчитали в учебнике для первого класса — 153 ошибки, для второго — 160! Хотя издатель это все отрицает. Вот как можно отнестись к такому утверждению, что в тексте много раз пропущено тире для того, чтобы дети не путали его со знаком «минус» ?! Боги абсурда нервно улыбаются. А такой вопрос в учебнике украинского языка для второго класса: «Дети, как вы думаете, зачем люди летят в космос? Чего человеку не хватает? Ей не хватает знаний ». Так себе и представляю, как безграничными космическими пространствами летают огромные куски знаний. Можете почитать статьи Зои Звиняцькивськои «Нет слов», «Слова на букву Х, или Новый украинский букварь», «Кладбище как модель жизни, или русс яз и космические знания» на «Росской правде» — еще и не такое узнаете. Об учебниках по истории вообще промолчу. Дети изучают в школе не то, что происходило в прошлом, а то, что написали разные «историки». Вот что бы пригодилось на уроках истории, то это не учебник, а Машина Времени. Как по мне, к учебнику вообще стоит обращаться в последнюю очередь, поскольку он не может способствовать развитию свежей, а главное, собственного мнения.

Всегда считал, считаю и буду считать, что лучшее образование — это самообразование. Моя домашняя библиотека — мой маленький университет. Чувствую удовлетворение от того, что каждый раз узнаю то, чего раньше не знал. Человек — это пустая бутылка, открыта для наполнения. Приятно же наполнять себя чем-то новым, быть одновременно самому себе и учеником, и учителем. Учителя, родители должны убедить детей, что быть образованным, начитанным — это модно и стильно. Государству нужно создать культ образованного человека. Никакой учитель не поможет, если ученик сам не будет в собственных знаниях.

автор: О. В. Ткачук